Помощь семинаристу / Энциклопедия / Патрология
Аббат Жак Поль Минь, его жизнь и подвиг в издании памятников святоотеческой письменности
Аббат ЖАК ПОЛЬ МИНЬ
Годы жизни: 1800-1875
Образование: Орлеанская католическая духовная семинария
Хиротония во диакона: 1823 год
Хиротония во священника: 1824 год
Жизнь и деятельность
Жак Поль Минь получил духовное образование в Орлеане.
В 1824 году принял сан священника и служил приходским кюре в Пюизо.
В 1833 году он переехал в Париж, где начал издавать журнал «L’Univers Religieux» («Мир религии»); также до 1856 года он издавал журнал «La Vérité» («Истина»).
В 1836 году под началом Миня была открыта типография, в которой началось массовое издание религиозной литературы по доступным ценам. Она функционировала до 1868 года, когда была уничтожена пожаром.
Под началом Миня служило до 600 человек, которым удалось осуществить грандиозный по объёму проект. В числе самых известных изданий Миня были 99 томов «Церковных ораторов» (1844—1866), 168 (или 171) томов «Теологической энциклопедии» (1845—1866, часть не датирована), а также Patrologiae cursus completus («Полный курс учений Отцов Церкви»), включающий 217 томов «Patrologia Latina» (1844—1855, все сохранившиеся сочинения всех латинских церковных писателей до XIII века) и 162 тома «Patrologia Graeca» (1857—1866, все сохранившиеся тексты греческих церковных писателей до Флорентийского собора; снабжённые параллельным латинским переводом).
Всего планировалось издать 2000 объёмных томов, из которых в свет вышли 1019. Собрания источников, опубликованные Минем, продолжают переиздаваться и являются востребованными в науке, несмотря на множество недостатков. С 1990-х годов существуют электронные издания компендиумов Миня, полные переиздания с дополнениями и исправлениями «Патрологий» выпущены в Бельгии и Греции.
Его главной заслугой считается то, что для широкого круга общественности и учёных стали доступны множество редких и малоизвестных текстов практически всех церковных писателей от Поздней Античности до раннего Нового времени. Аббат Минь совершил революцию во французском издательском деле и книготорговле: использовал новаторские рекламные методы, проводил гибкую ценовую политику, разработал систему скидок и предоплат, практиковал разные варианты поставки готовой продукции. Издательство Миня по техническому оснащению и числу сотрудников было сопоставимо с крупными промышленными предприятиями XIX века.
«ПОЛНЫЙ СВОД ПАТРОЛОГИИ»
Крупнейшим и самым знаменитым издательским проектом Миня стала публикация собрания сочинений отцов Церкви и средневековых христианских авторов под общим заглавием «Полный свод патрологии» (Patrologiae cursus completus).
В разработке плана этого издания участвовали монахи-бенедиктинцы из Солемской конгрегации, прежде всего известный богослов и историк Церкви Ж. Б. Ф. Питра (с 1863 кардинал). В 1844 г. между Минем и П. Геранже, настоятелем аббатства Солем, возникли разногласия, в том числе касавшиеся слишком сжатых сроков работы, на которых настаивал Минь.
Впоследствии бенедиктинцы из Солемской конгрегации (за исключением Питра) не участвовали в издании «Полного свода патрологии».
«Полный свод патрологии» был разделен на 2 серии:
— сочинения латиноязычных авторов (более 2600) от Тертуллиана до папы Римского Иннокентия III;
— сочинения грекоязычных авторов (около 800) от сщмч. Климента Римского до составителей текста Флорентийской унии (1439).
«Греческая патрология» включала параллельные переводы на латинский язык, кроме того, эти латинские переводы были опубликованы отдельной серией.
Индексы к «Греческой патрологии» были подготовлены, но остались неопубликованными (материалы сгорели при пожаре в 1868).
Уже после смерти Миня греческий ученый епископ Дорофей (Схолариос) составил и издал перечень авторов и предметный указатель (1879), а также полное оглавление (1883-1887) «Греческой патрологии».
В 1912 г. увидел свет еще один том указателей, составленных итальянским библеистом П. Франки де Кавальери.
Наиболее полный свод указателей к «Греческой патрологии» составил чешский филолог-классик Т. Хопфнер.
В 1987 г. афинский Центр патристических публикаций (Κέντρο Πατερικών Εκδόσεων) начал переиздание «Греческой патрологии» с изменениями (расширены предисловия к текстам, обновлена библиография и др.).
Минь стремился издать «Полный свод патрологии» в максимально сжатые сроки и с минимальными издержками, поэтому, за некоторыми исключениями (к ним можно отнести новое издание творений Тертуллиана, подготовленное Питра), он использовал в работе предыдущие печатные издания.
Важнейшим источником для «Полного свода патрологии» стали многотомная «Крупнейшая библиотека древних отцов [Церкви] и античных церковных писаний», а также ее дополненная версия, подготовленная А. Галланом,- «Библиотека отцов [Церкви]».
Помимо этого были использованы множество сборников более узкой тематики и издания отдельных авторов, прежде всего подготовленные в XVII-XVIII вв. мавристами (обзор источников «Полного свода патрологии».
Минь предназначал свое издание для широкой аудитории, а не только для ученых, поэтому принципы публикации часто не соответствовали научным стандартам сер. XIX в. При воспроизведении текстов из старых изданий нередко не делалось различий между собственно текстом источника и конъектурами публикаторов.
Часто Минь не указывал источники, из которых перепечатывал тексты, или давал неверные указания, чтобы избежать обвинений в плагиате и нарушении законодательства об авторском праве, в тех случаях, когда он использовал недавно вышедшие издания.
Из-за высоких темпов работы и стремления максимально сократить расходы тексты в «Полном своде патрологии» нередко содержат большее число ошибок и опечаток, чем предшествующие издания.
Учеными предпринимались попытки составить перечень ошибок и опечаток в «Полном своде патрологии».
В 1958-1974 гг. французский патролог, монах-францисканец А. Г. Амман опубликовал 5 томов «Дополнений» к латиноязычной серии «Полного свода патрологии», включавших исправления к ранее вышедшим томам, а также некоторые новые тексты.
Несмотря на указанные недостатки, «Полный курс патрологии», изданный Минем снискал огромный успех и сразу стал необходимым пособием для исследований благодаря беспрецедентно широкому охвату материала, практичному формату и доступной цене. Это значение публикация не утратила вплоть до нач. XXI в., несмотря на появление других крупных собраний христ. текстов, а также большое число новых изданий отдельных авторов.
Незаменимым подспорьем для патрологов, историков и филологов в кон. XX — нач. XXI в. стали электронные базы данных, составленные по материалам «Полного свода патрологии», что позволило использовать принципиально новые методы анализа текстов.
Параллельно с «Полным сводом патрологии» издательствово Миня осуществляло и друние крупные проекты: были опубликованы
— собрание проповедей «Полный и всеобщий сборник священных ораторов»,
— «Полный курс церковной истории».
— сборник трудов католических богословов по мариологии «Summa aurea de laudibus Beatissimae Virginis Mariae».
Помимо этого издательство Миня выпустило ок. 150 внесерийных изданий, считавшихся частью «Универсальной библиотеки духовенства» (в их числе многотомные собрания сочинений католич. святых Терезы Авильской, Фомы Аквинского, католич. богослова Ж. Б. Боссюэ и др.; Тиражи изданий Миня составляли от 1 до 10 тыс. экземпляров.
Не прекращая книгоиздательской деятельности, Минь несколько раз возвращался в газетный бизнес:
•издавал газеты «Глас истины» (La Voix de la Vérité, 1846-1860),
•«Журнал фактов» (Journal des faits, 1850-1854; формально редактором значился его брат В. Э. Минь),
•«Истина: Каноническая, литургическая, историческая, библиографическая, анекдотическая» (La Vérité: Canonique, liturgique, historique, bibliographique, anecdotique, 1861-1868).
Ярко выраженный коммерческий характер деятельности Миня, ореол скандалов, связанных с обвинениями в нарушении авторского права, с нетрадиционнвми методами рекламы и распространения книг, приводил к конфликтам с церковными властями.
В 1839 г. Парижский архиепископ Я. Л. де Келен (1821-1839), ссылаясь на жалобы парижских книготорговцев, потребовал от Миня прекратить издательскую деятельность по причине канонического запрета священнослужителям заниматься торговлей. В ответ Минь указал на то, что, во-первых, его деятельность имеет целью не наживу, а распространение учения Церкви, а во-вторых, что лицензия на типографию и книжный магазин оформлена на имя его брата.
После того как Минь отказался передать свое предприятие во владение Парижскому диоцезу, архиепископ запретил ему совершать богослужения в Париже.
Минь ездил служить мессу за пределы Парижского архиепископства, в Версаль (по сообщениям некоторых биографов, ежедневно).
Запрет на служение снял в ноябре 1847 г. Парижский архиеп. Д. О. Аффр (1840-1848).
Деятельность Миня периодически привлекала внимание полицейских властей, в частности в связи с тем, что он, стремясь экономить на заработной плате, брал на работу лиц с сомнительным прошлым или находившихся под запретом священнослужителей.
По мнению некоторых исследователей, Минь произвел настоящую революцию во французском издательском деле и книготорговле XIX в.
Он использовал новаторские методы рекламы и распространения книг (гибкую ценовую политику, систему скидок для подписчиков, вносивших предоплату, различные варианты доставки и др.).
В издательстве Миня применялись технические новинки (в частности, паровые печатные станки, обеспечивавшие бо́льшую производительность труда по сравнению с ручными).
«Католические мастерские» помимо типографии включали библиотеку, книжный магазин, переплетный и литейный цеха, художественные мастерские, складские помещения, а также капеллу.
Увеличилось число наемных работников: с 300 чел. в 1842 г. до 596 чел. в 1854 г., еще около 600 штатных сотрудников работали удаленно.
Все это соответствовало масштабам крупных промышленных предприятий во Франции того времени.
Помимо книжной продукции Минь торговал произведениями искусства на религиозные сюжеты, церковной утварью, занимался финансовыми операциями, а также за определенное вознаграждение находил священников, готовых совершать мессы в тех диоцезах, где был недостаток духовенства.
В некоторых случаях, по-видимому, Минь расплачивался с этими священниками не деньгами, а продукцией своего издательства.
Деятельность Миня благодаря максимальной экономии, в т. ч. на заработной плате сотрудникам, была чрезвычайно прибыльной. При этом сам Минь до своей кончины вел очень скромный, почти аскетический образ жизни.
В ночь на 13 февр. 1868 г. «Католические мастерские» были почти полностью уничтожены пожаром. Общий ущерб оценивался в 6 млн франков.
После длительных судебных тяжб Минь смог получить от страховых компаний лишь чуть больше половины этой суммы.
Остались нереализованными новые проекты по изданию полного свода постановлений Соборов, призванного дополнить труд Дж. Д. Манси, а также историко-географического обозрения всех католических диоцезов (предполагаемое название — «Orbis Сhristianus»).
После франко-прусской войны 1870-1871 гг. Минь попытался восстановить свое предприятие, возобновив производство и продажу предметов церковного обихода.
Однако в 1874 г. Парижский архиепископ Ж. И. Гибер (1871-1886) за организацию незаконной «биржи» по продаже церковных месс запретил Миня в служении.
Здоровье Миня сильно пошатнулось, и 24 октября 1875 г. он скончался.
В 1876 г. наследники Миня продали все, что осталось от его предприятия, парижскому издательству «Братья Гарнье».
Как продолжение «Полного свода патрологии» Миня парижское издательство «Firmin-Didot» с 1904 г. начало издавать корпус сочинений восточных (сирийских, коптских, арабских, эфиопских, армянских, грузинских, славянских и др.) христианских авторов под общим заглавием «Восточная патрология» (Patrologia Orientalis; c 1970 публикуется издательствомвом «Brepols» в г. Тюрнхаут в Бельгии).
Издательская деятельность
«Patrologiae cursus completus»
Издание получило название «Patrologiae cursus completus» (Полный курс патрологии) и состояло из двух серий: латинской и греческой.
Латинская серия (Series latina) 1844—1856, 2-ое издание 1877 года (уже после смерти Миня). Общее число томов 220, которые содержат труды богословов и церковных писателей Западной церкви от II века до XII века включительно.
Греческая серия (Series graeca) 1857—1866. Общее число томов 161. Серия содержит в греческом подлиннике и латинском переводе творения греческих отцов и церковных писателей до XV века включительно.
Творения перепечатаны с лучших предшествовавших изданий, преимущественно бенедиктинских: каждому писателю предшествуют обширные prolegomena, часто — целые научные монографии знаменитых патрологов. Для латинской серии именные и предметные указатели имеются при самом издании. Для пользовании греческой серией Дорофеем Схоларием в Афинах в 1879 году был издан «Ключ» к серии: «Κλεις πατρολογίας… ύπό Δοροθέου του Σκολαρίου».
До настоящего времени в академических изданиях при упоминании трудов раннехристианских богословов принято указывать нахождение их текстов в издании Миня (MPL или PL для латинской антологии, MPG или PG — для греческой).
Другие издания
Другим столь же важным и многотомным изданием Миня является «Sacrae Scripturae cursus completus», содержащее в себе свод святоотеческих толкований на Священное Писание.
С помощью собранного им вокруг себя учёного сообщества, Минь издал также ряд многотомных энциклопедий: «Encyclopédie théologique, ou série des dictionnaires sur toutes les parties de la science religieuse» («Теологическая энциклопедия или серия словарей о всех частях религиозного знания») (Париж, 1844—1855, в 50 томах), в состав которого входят словари догматического (католического) и нравственного богословия, канонического права, церковно-гражданского права, литургики, обрядов и церемоний, иконографии, ересей и расколов, соборов, агиографии и прочие материалы.
«Nouvelle encyclopédie théologique» («Новая теологическая энциклопедия») (Париж, 1851—1863, 52 томов) — в состав этого издания входят словари патрологии, гонений на христианство, духовного красноречия, христианской литературы, христианской и антихристианской библиографии, апологетики, священной археологии, церковной музыки, аскетики, искусства поверять даты в исторических сочинениях и прочие материалы.
«Troisième et dernière encyclopédie théologique» («Третья и последняя теологическая энциклопедия») (Париж, 1854—1865, 62 тома) — сюда вошли словари: общей церковной истории, понтификального, патристического и соборного предания, легенд, апокрифов, суеверий и заблуждений, католических миссий, монастырей и прочие материалы.
«La collection universelle des orateurs chretiens»
«Demonstrations évangeliques» (20 томов).
Кроме того, им изданы сочинения Франциска Сальского, Будоня, Боссюэ, Фенелона, Массийона и других.
После «L’Univers» Минь основал газету «La Verité».
Всего им издано до 2000 громаднейших томов, большей частью очень мелкой печати.
Количество просмотров: (65)
