Предисловие

Настоящая публикация «Дневников» Петра Евграфовича Ковалевского посвящена главным образом церковной жизни русской эмиграции в Париже в 1930-х и 1940-х годах. Но история русского православия во Франции и в ее столице значительно более давняя, и нам представляется небесполезным в предисловии напомнить ее основные моменты до эпохи событий, описанных П. Е. Ковалевским, а также указать главное из его собственной биографии.

* * *

Первым православным храмом во Франции стала парижская русская посольская церковь, основанная в 1756 г. по почину императрицы Елизаветы Петровны. Дочь Петра Великого увлекалась всем французским и, хотя весело жила, была набожной и искренне привязанной к родной православной вере. Закономерно, что именно она, когда это позволило временное потепление обычно натянутых дипломатических отношений между Францией и Россией, позаботилась об устроении православного храма для русских и их единоверцев других национальностей, проживающих в столице Франции.

Как водилось в те годы, парижский Петропавловский храм, обеспеченный необходимой утварью и переносным иконостасом, обслуживаемый священником и двумя певчими, был устроен в самом здании российского посольства, которое было такжеи резиденцией посла. Вновь назначенные в Париж послы обычно сами выбирали себе место жительства, и вместе с ними меняла адрес и русская посольская церковь, приспосабливаясь к более или менее удобному помещению. Посещался храм в первую очередь российским дипломатическим персоналом, но также и русскими путешественниками, все чаще приезжающими в Париж.

Хотя в столице Франции русские обычно стремились жить непринужденно, посильно приобщаясь к ее культуре и различным парижским удовольствиям, в определенные дни, связанные с семейными торжествами императорской фамилии или важнейшими событиями государственной жизни России, посещение русского храма для них было фактически обязательным. Церковь
заполнялась на великие праздники (и особенно на Пасху), но не пустовала она и в обычные воскресные дни, уже в те годы являясь местом встречи русских парижан и духовной связи с временно покинутой родиной. В XVIII веке русская православная община в Париже, состоявшая в основном из верхов общества с малой примесью писателей и художников, насчитывала едва ли более нескольких десятков посетителей храма.

В годы Французской революции и наполеоновских войн русская церковь периодически закрывалась, и ее клирики вынужденно возвращались на родину, сопровождая русских дипломатов. Императору Александру I, в апреле 1814 г. вошедшему в Париж во главе русских войск, пришлось разыскивать по городу где-то пропавшую утварь русской церкви. Она наконец нашлась в американском посольстве и была размещена в особом помещении, предоставленном Государю французскими властями для удобного посещения страстных и пасхальных богослужений. Нельзя не упомянуть и того грандиозного православного торжества, которое имело место в первый день Пасхи, 10 апреля 1814 г., на площади Согласия (Конкорд). Перед выстроенными русскими войсками, в присутствии французских властей, иностранных дипломатов и огромной толпы.

На возвышении, воздвигнутом на том месте, где в революцию находилась гильотина и был, среди прочих, обезглавлен король Франции, русским полковым духовенством был отслужен и спет военными хорами торжественный молебен в благодарение Господу за наступивший мир. Однако прочный мир в Европе наступил только после окончательного поражения вернувшегося было на трон Наполеона. Русская посольская церковь в Париже была восстановлена указом от 12 февраля 1816 г. и обеспечена причтом в составе священника, псаломщика и двух певчих. С тех пор, невзирая на превратности отношений между Францией и Россией, она беспрерывно окормляла православную паству в Париже. Даже во время Крымской войны 1854-1856 гг. в русской церкви не прерывались богослужения.

В 1819 г. парижский храм покинул здание русского посольства и обосновался в нанятой для него квартире в доме на rue Meslay, недалеко от boulevard Montmartre. Место было не особенно подходящее, вблизи от тогдашнего главного средоточия характерных парижских развлечений. В 1831 г. храм был устроен в большом зале отдельного дома, нанятого российским посольством для церкви и причта на rue de Berri, в тогда еще малозаселенном и дешевом квартале Елисейских Полей. Церковная утварь понемногу возобновлялась и обогащалась. В 1854 г. был написан для церкви новый иконостас (ныне он установлен в нижнем храме собора на ул. Дарю). Метрические книги храма, сохранившиеся с 1816 г., а также письма прот. Иосифа Васильева позволяют проследить быстро прогрессирующий рост посещаемости парижской церкви начиная с середины
1840-х годов. С 1816 по 1846 гг. среднее общее годовое количество крещений, браков и отпеваний не превышало десяти, с 1847 по 1855 гг. цифра эта колебалась около двадцати, а в 1859 г. перевалила за пятьдесят. В дни великих праздников прихожане исчислялись уже не десятками, а сотнями. Для их обслуживания причт был увеличен. С 1846 по 1917 гг. он состоял из двух священников, диакона и трех псаломщиков. С 1859 г. материальной жизнью храма стал заведовать церковный староста.

1 2 3 4 5

Количество просмотров: (55)