Протоиерей Евгений Попов. Нравственное богословие для мирян

Заповедь 1: «Аз есмь Господь Бог твой, да не будут тебе бози инии разве Мене»

Почитай Бога умом

Первая заповедь внушает человеку почитать Бога или служить Богу, прежде всего умом: потому что ум есть главная, владычественная сила всей природы нашей. Отсюда нарушениями первой заповеди могут быть:

Заповедь 2: «Не сотвори себе кумира, и всякаго подобия, елика на небеси горе, и елика на земли низу, и елика в водах под землею: да не поклонишися им, ни послужиши им»

Почитай Бога сердцем

Вторая заповедь запрещает ложное богопочитание, а требует, чтобы человек кроме ума служил Богу всем сердцем своим и всею крепостию своею. Отсюда нарушения ее составляют:

Заповедь 3: Не приемли имени Господа Бога твоего всуе

Почитай Бога словом

Первое проявление души нашей есть дар слова. Посему внутреннее богопочитание: вера (она относится преимущественно к уму и составляет содержание первой заповеди Божией), надежда и любовь (относятся к сердцу и воле и составляют предмет второй заповеди), – внутреннее Богопочитание, естественно, должно выразиться и словом нашим, которое может быть «устным, письменным и печатным». И вот этого-то самого и требует от нас третья заповедь десятословия! Все, что относится до словесного почитания Бога и святых Его и что составляет оскорбление нашим словом Его Самого и святых, а также что относится до прославления или же до хулы тем же способом божественного и священного, все это входит в область третьей заповеди, в первом случае – как исполнение ее, а во втором – как нарушение. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

Заповедь 4: Помни день субботный, еже святити его: шесть дней делай и сотвориши в них вся дела твоя, в день же седмый – суббота Господу Богу твоему

Почитай Бога всем существом твоим, употребляя на это некоторые дни в особенности

Ум, благоговеющий к Богу, сердце и воля, более всего преданные Ему, а не кому-либо или чему-либо иному, самое слово, всегда только благословляющее Его, – все это прекрасные жертвы со стороны человека: но полноты жертвоприношения они еще не составляют. Необходимо служение Господу Богу совокупное и «духом и телом» (1 Кор. 6,20). Притом, это служение должно быть в некоторые дни всецелым, потому что и самое время есть Божий дар нам. Отсюда заповедь: «помни день субботний», т. е. о праздниках, и «шесть дней делай», т. е. о труде. Отсюда столь естественная, последовательная связь этой заповеди с тремя предыдущими. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

Заповедь 5: «Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и да долголетен будеши на земли»

После Бога почитай и люби родителей, а за ними тех, которые тесно разделяют с тобою жизнь с какой-либо стороны.

Эта заповедь, пятая по числу, но первая в отношении к ближним, в особенности «широка зело» (Пс. 11 8:96). Из ближних более всех имеют право на уважительность и любовь нашу родители наши, на которых в свою очередь лежат важнейшие обязанности к детям. Затем, в ближайшем к нам отношении находятся лица, как-либо заменяющие для нас родителей, например, старшие в семье, воспитатели, учителя и т. д.; а потом – тесно разделяющие с нами жизнь домашнюю и общественную, и наконец – отцы в духовном смысле. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

Заповедь 6: «Не убий»

Не вреди телесной жизни ближнего, равно как и своей

После пятой заповеди Божией, но первой в отношении к ближнему, внушающей нам обязанности к самым близким для нас лицам (как лица в жизни семейной, общественно-служебной и церковной) следуют обязанности наши к прочим ближним нашим, или к человеку вообще, хоть бы для нас чуждому по крови, отечеству и вероисповеданию. Исчисление этих обязанностей начинается с телесной жизни человека. Шестая заповедь Божия: «не убий» заключает в себе все или напоминает нам обо всем, что только относится к телесной жизни других и нас самих, что только способствует целости и покою тела чужого и нашего. Здесь же напоминаются нам некоторые обязанности и к животным, не имеющим разумной души и носящим грубое тело. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

Заповедь 7: «Не прелюбодействуй»

Заповедь 7: «Не прелюбодействуй» – не вреди целомудрию ближнего, равно как и своему – вообще жизни душевно-нравственной в других и в себе

Важны обязанности наши к телесной жизни ближнего, равно как и к собственной, и виновно пред Богом нарушение этих обязанностей, от помехи чьему-либо сну до удара оружием. Но обязанности в отношении к душе, или к внутренней – нравственной жизни, столько же важнее их, сколько душа дороже тела: нарушения обязанностей последнего рода в сравнении со грехами против тела (исключая решительного убийства или самоубийства) еще преступнее. После шестой заповеди Божией, которая запрещает касаться со вредом телесной жизни ближнего и своей, и напоминаются нам следующей (седьмой) эти обязанности наши относительно чистоты нравов в своем и чужом образе жизни. Требуется, главным образом, целомудрие не только телесное, но и душевное целомудрие, как наилучшее украшение человека. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

Заповедь 8: «Не укради»

Заповедь 8: «Не укради» – не вреди и внешнему твоего ближнего, – его имуществу, равно как и своей собственности

После того как Господь Бог (шестою заповедью) оградил от вреда с нашей стороны физическую жизнь ближнего, внушая нам в то же время беречь собственную жизнь, а затем (седьмою) указал нам вести жизнь и по душе и по телу в целомудрии и вообще в правилах чистой нравственности: после всего этого Он ограждает ближних от наших обид и в том, что только отвне или материально принадлежит им, и вместе с тем заповедует нам, чтоб мы сами благоразумно, с пользою относились к своей собственности. На это произнесена Им восьмая заповедь: не укради. Все, что только касается имущества чужого и своего, от денежного капитала до иголки и нитки – все это и входит в круг наших обязанностей по восьмой заповеди Божией, все должно быть изложено в общих правилах под заглавием этой заповеди. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

Заповедь 9: «Не послушествуй на друга своего свидетельства ложна»

Не вреди ближнему твоему, как и самому себе во всех отношениях словом

Кроме жизни, целомудрия и собственности ближнего, есть еще у него одно достояние, которого мы так же не должны касаться со вредом, но обязаны по христианской любви охранять как принадлежащее ему. Это есть честь его, или доброе имя. Вредить ближнему на сей раз мы можем языком своим, или даром слова. Вообще наши обязанности к другим (а вместе с тем и самим себе, потому что сказано: «возлюбиши ближняго твоего, яко сам себе») не были бы полными, если б обнимали положение человека только отвне (целость его жизни и здоровья, целомудренная чистота тела, имение, как поддержка телесной жизни его); если б не было в этих обязанностях постепенного перехода или поступления от ближайшего к дальнейшему, от материального к духовному; если б был в них забыт орган слова, как посредник в переходе от тела к душе и от души к телу. Отсюда девятая заповедь Божия об употреблении слова человеческого. (И только в отношении к ближнему и к нам самим, а не к Богу и святым, о почитании которых словом было сказано нами под третьею заповедью). Отсюда все то, чем язык наш или равносильные языку перо и печать, могут выразить долг нашей любви и справедливости к ближнему и самим себе или же нарушить этот долг, – все это от свидетельства на суде до ответа на частное письмо входит в область девятой заповеди Божией. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

Заповедь 10: «Не пожелай жены искренняго твоего, не пожелай дому ближняго твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякаго скота его, ни всего, что есть у ближняго твоего»

Не вреди ближним, как и самому себе, в одной душе твоей, – чувствованием, мыслью, желанием

Как знаем, обязанности наши к ближнему, и в то же время к самим себе, начинаются с пятой заповеди Десятословия: они и написаны были на особой скрижали закона. Впрочем, пятая заповедь, определяющая отношения наши к самым близким людям, уже одна содержит в себе все остальные, требуя по каждой из остальных исполнения обязанностей к этим, ближним лицам особенно искреннего и деятельного. Затем замечательно, что в остальных после пятой заповеди, т.е. в отношении ко всем вообще людям, Господь Бог постепенно, шаг за шагом, ограничивает нашу поврежденную грехом природу. Так, например, Он, высший законодатель, говорит: «не злодействуй против тела; не делай вреда целомудрию и вообще доброй нравственности; не касайся со вредом ничего, что из внешнего или материального принадлежит ближнему твоему, равно как и тебе самому; не вреди чести других, равно как и своей собственной». Без сомнения, в исполнении дел по каждой заповеди Десятословия надобно достигать своего совершенства. А вообще в деятельности человеческой, или по главным предметам ее, мы должны идти к большему и большему совершенству. Указывается во второй половине Десятословия (именно – с шестой заповеди и до десятой) деятельность сначала рукам нашим, потом – всему телу, затем – относительно вещей, дальше – языку, или слову, – такая деятельность, которая гораздо достойнее, выше той, какую мы обыкновенно проявляем. Таким образом, до десятой заповеди человек весь уже пред глазами у нас. Весь он (по наружному виду) очищен, огражден от зла, напутствован заповедями Божиими. Но у него есть еще душа; есть глубокая, «внутренняя жизнь» в отношении к ближним и самому себе, не всегда уловимая для обыкновенных глаз. Нет сомнения также в том, что доброе участие души должно быть в исполнении каждой заповеди, что каждая из десяти заповедей дана нам и для души и тела. Но вот десятою же и последнею заповедью Господь Бог уже всецело полагает границы зла и самому сердцу нашему, совершенствует в добре самую душу нашу, заставляет нас войти, так сказать, в самую глубину духа нашего и там-то все устроить в порядке и чистоте; упрочивает на твердом основании все наши добрые отношения к ближним и самим себе; «поставляет в самой душе нашей свой престол правды и святости»; «не пожелай…». И так все, что относится до внутренних состояний нашей души, – все это входит в область десятой заповеди Божией: здесь место речи и об искренности желаний, и о теплоте сердца к Богу и ближним, и о чистоте мыслей об особенных делах духовного милосердия к ближнему. Правда, и здесь иногда мысль наша будет встречаться то с употреблением слова (например, в семи делах милостыни духовной, которая выражается между прочим и добрыми советами), то с материальными пожертвованиями в пользу ближнего, т.е. и здесь мысль наша будет иметь соприкосновение с другими заповедями. Но ведь и при сильном ударе в музыкальный инструмент, обыкновенно, все же струны издают звук: то же самое повторяется в гармонии жизни человека. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

 

Количество просмотров: (59)

Перейти к верхней панели